Конкурс «За победу!» — «В этой теме, и общественной, и крупной…»

Конкурс "За победу!" - "В этой теме, и общественной, и крупной..."Вступление

Одно из последних событий в истории театра “ФЭСТ” — конкурс режиссёрских эскизов к спектаклю о Великой Отечественной войне. Несмотря на крайне неблагоприятные обстоятельства, этот конкурс всё же состоялся (что, признаться, меня сильно удивило), театр познакомился с несколькими начинающими режиссёрами; новые знакомцы пришлись мытищинским актёрам по душе (что меня удивило намного меньше), самим участникам конкурса прежде неизвестный театр также понравился (что меня вообще не удивило), и в итоге появилось два отрывка, которые имеют прекрасные шансы перерасти в очень интересные спектакли (во всяком случае, лично мне бы очень хотелось эти спектакли посмотреть), два отрывка, смотреть которые мне было откровенно скучно и ещё три, о которых я не могу сказать ни того, ни другого. С этих трёх я и начну более подробный разговор.

В этой теме, и общественной, и крупной…

Ни для кого не секрет, что о Великой Отечественной войне было поставлено, снято и написано очень много — так много, что сказать что-то новое на эту тему шансов примерно столько же, как на то, чтобы найти гриб на Красной площади. Три отрывка, представленные на конкурс, это вполне подтвердили — один сделан по пьесе, которая стала суперсобытием для театральной Москвы и, будучи переделана в киносценарий, покорила весь мир ещё до того, как мы с Игорем Шаповаловым родились; вторая пьеса появилась на свет уже при нашей жизни, но, кажется, ещё до рождения режиссёра и имела отнюдь не такой громкий, но всё же несомненный успех, наконец, третья, если я не ошибаюсь, была написана совсем недавно и вполне удачно поставлена. Все три отрывка сделаны вполне прилично, там есть немало актёрских удач — назову в первую очередь Людмилу Лобанову, которая оказалась востребована во всех трёх, и не удивительно — она, кроме того, что хорошая актриса, ещё и, как высокопарно выражался на эту тему Сергей Бондарчук, «не забыла о своём первородстве — в ней сильно народное начало»; Владимир Высоцкий ту же мысль выразил бы несколько проще — «она оттуда» (ну, конечно, без накладок не обошлось — она, как в том анекдоте, назвала своего сына Борисом, тогда как я точно помню, что его звали Володей). Стоит отметить и Сергея Гришакова, который играет Чернова интереснее, чем это делал Александр Вокач — я бы сказал, более вкрадчиво; да много ещё кого можно было бы отметить — но в целом впечатление такое, что я это видел не раз и не пять.

Это, однако, ещё не означает, что все эти отрывки надо позабыть — нет, есть свои резоны для театра в том, чтобы продолжить над ними работу — во-первых, все три пьесы не шедевры (шедевр — это весьма вольная импровизация на данную тему, снятая Михаилом Калатозовым и ушедшая довольно далеко от оригинала), но вполне достойные произведения — не Тарас Дрозд и не Алексей Красовский. Во-вторых, подобно тому, как с малозначительного спектакля «Декамерон» в своё время началось творческое содружество, подарившее нам несколько спектаклей поистине замечательных, эти эскизы имеют все шансы стать началом прекрасной дружбы — совершенно очевидно, что и Александра Аптовцева, и Юлия Волокитина работают в высшей степени грамотно; с третьим отрывком несколько сложнее — он до неприличия затянут, но ведь вполне возможно, что в контексте всего спектакля это будет выглядеть иначе. Есть и другие резоны — например, Надежда Лаврухина играет сравнительно мало, а во «Вдовьем пароходе» она получает хорошую роль… в общем, господа, если вы продолжите эти работы, потрясения в зрительном зале не будет, но уважение я вам гарантирую. А дальше — вам решать.

Продолжение следует…

«В списках не значился»
«Снежная королева 1941-1942 гг.»
«Вдовий пароход»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *